Новости проекта

На родине «отца русского театра»: как студенты возрождали традиции домашнего театра в Тарусе

Автор: Мария Матвеева, ДСО НИУ ВШЭ


4−10 июля в рамках проекта «Открываем Россию заново» состоялась экспедицияхв г. Таруса Калужской области. Экспедиция «Фестиваль домашнего театра „Тарусские истории“» — это большой проект по созданию летнего городского фестиваля. Место проведения фестиваля было выбрано не случайно — в XVIII веке в Тарусе жил и творил «отец русского театра» А. П. Сумароков. Именно в Тарусском имении из-под пера Сумарокова вышли комедии «Рогоносец по воображению» и «Вздорщица», а позже был открыт Народный дом, в котором устраивались концерты, спектакли и оперы. Так и был создан первый домашний русский театр, традиции которого возрождали в рамках экспедиции студенты Высшей школы экономики под руководством опытных наставников. Возрождение получилось поистине грандиозным: мероприятия фестиваля собрали более 1000 зрителей, а шествие на набережной объединило около 600 горожан.


Проект задуман руководителями, студентами и магистрами направления «Театр и Перформанс» как фестиваль, проходящий несколько раз в год. Фестиваль, по своей задумке, интегрируется в среду города Таруса, способствует созданию новых связей внутри сообщества города, открывает перспективы большей включенности жителей в последующие фестивали, а также дает возможность осуществлять местные художественные инициативы самостоятельно.

Фестиваль домашнего театра «Тарусские истории» оставил массу впечатлений у всех, кто успел стать к нему причастным: руководители и участники, зрители и жители города поделились своими эмоциями и воспоминаниями. Мы хотим передать вам ту атмосферу, которая царила в Тарусе, и для этого поговорили с участниками экспедиции и зрителями фестиваля.


Главный режиссер фестиваля Игорь Макаров рассказал нам о своих воспоминаниях: «Запомнилось, что на выступления пришло очень много людей, запомнилась жизнь в палатках, зрители, которые сидели под брезентом, прячась от дождя, чтобы услышать лекции TED-talks по-тарусски. Каждый участник экспедиции почувствовал себя причастным к масштабному, красивому и творческому делу». Подготовка к фестивалю была энергичной, интенсивной и веселой, но эмоционально и физически сложной — участники экспедиции спасались от духоты купанием в речке и, сближаясь, преодолевали сложности коммуникации в большой команде. По словам режиссера, репетиции студентов шли всю ночь в стремлении достичь идеала и стать звеньями одного большого проекта. На площадке исторического арт-центра Тарусы в Соляном амбаре в рамках программы фестиваля состоялись 3 теневых и 2 игровых спектакля, 5 событий Открытого лектория, звуковая инсталляция, мастер-классы, музыкальные live-выступления и Тарусские TED-talks. В центре города развернулись 7 многофигурных инсталляций, состоялся поэтический вечер и костюмированное шествие. Мероприятия фестиваля собрали более 1000 зрителей, а шествие на набережной объединило около 600 человек.


В рамках открытого лектория каждый вечер в течение недели проходили выступления, мастер-классы и дискуссионные клубы, конец недели украсило официальное открытие с Русской вечеркой и народными танцами, а после него прошел вечерний показ видео-арта из архивов Государственного музея им. Пушкина.


Ключевым событием следующего дня стал перформативный спектакль-пир «Старосветские помещики», созданного в рамках занятий Игоря Макарова с магистрантами 1-го курса направления «Театр и перформанс» по одноименной повести Н. В. Гоголя. Актеры и зрители-участники спектакля-перформанса балансируют на границе всеобъемлющего «да», и частного «нет», догадываясь о собственном счастье здесь и сейчас, и тоскуя в иллюзии утери. В спектакле не используется драматическая игра, каждая сцена — это перформативная ситуация, тяготеющая то к галерейному пространству, то площадному театру.


Ярким художественным высказыванием этого же дня единодушно принят свето-теневой спектакль «Царь-девица» — история о любви в абсурдном и злободневном мире, делящемся на условные пространства «воздуха» и «аквариума», созданной по оригинальному тексту поэмы Марины Цветаевой.


Перформативное костюмированное шествие «Где-то там» по мотивам поэмы Иосифа Бродского поставило выразительную точку и стало кульминацией вечерней программы фестиваля.


Команда создателей шествия рассказала нам о творческом процессе: «Вдохновляясь Тарусой и ее поэтической историей, мы возродили ее главный символ — Туман — создали туманное звуковое шествие по мотивам поэмы Бродского. Работая в команде с талантливыми хореографами и музыкантами, показали цикличность природы, ее связь с людьми — обитателями и гостями Тарусы. На нашем творческом пути были и трудности: впервые нам пришлось по-настоящему почувствовать, что такое „диалог“, взаимодействие с другим человеком, его чувствами и мыслями, с особым, творческим видением процесса. Мы окунулись в „реальный“ мир создания Шествия, бесценный опыт которого помог нам осознать важность коммуникации — когда ты выходишь из роли говорящего и становишься слушателем. Общее дело сплотило нас и как команду — работа плечом к плечу показала нам истинную ценность единства множества».


Участники экспедиции отметили, казалось бы, незначительное, но очень важное звено в успешности всей задумки и фестиваля. «Бытовые вещи были продуманы и подготовлены до мелочей, что позволяло полностью сконцентрироваться на творческом процессе» — сказала студентка 2 курса Елизавета Семельник — режиссер, сценарист и актриса спектакля «Моя мама — Марина Цветаева». Елизавета отметила, что творческая работа становится более продуктивной, когда процесс не прерывается заботами о жилье, питании и транспорте. Елизавета также подчеркнула важность экскурсионной программы по городу и его окрестностям, которые позволили проникнуться атмосферой Таруса, его историей, жизнью и творчеством Марины Цветаевой — всё это помогло доводить сценарий и спектакль до совершенства, позволяло почувствовать жизнь его героев.


Тарусяне также не остались равнодушными к фестивалю. Елена Шиловская, предпринимательница и художник назвала фестиваль — жизнью для города: «Жизнь Тарусы для внешнего наблюдателя рутинна и однообразна: фонтан-храм-паустовский-цветаева-мошки-голуби-ленин. Внешний наблюдатель, даже когда пришел бы на фестиваль в соответствии с программой, чаще всего подумал бы, что скорости не хватает спектаклям, что хайпа не хватает выступающим в берёзовом ТЕДе. Или наоборот — что это они замахнулись на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира. Кому позволено рассуждать, кто убил Марину Цветаеву. Для этого есть специалисты. Для внутреннего наблюдателя — тарусская жизнь — вот такая — с простыми разговорами во дворах, воспоминаниями, детскими играми на улицах, возлежанием в гамаках, наблюдением за мотыльками. Это не скучно. Это вызывает трепет души и внутренние печали-радости. Медленно живём. Пусть будет дальше так. Пусть продолжатся Тарусские истории. Без суеты».


Сергей Манаков, мэр г. Тарусы также поделился с нами впечатлениями. Мэр отметил не только профессионализм команд, но и значимость фестиваля для всех жителей города, его объединяющую силу для людей всех возрастов. Сергей Манаков подчеркнул важность использования разных локаций для мероприятий фестиваля как способа популяризации новых мест для жителей города. «Здесь сошлись профессиональная работа преподавателей и студентов школы дизайна НИУ ВШЭ, настоящие организаторы, которые вовлекли большое количество тарусян, дачников, гостей нашего города в создание фестиваля и созерцание красоты. Здорово, что были задействованы новые площадки, которые раньше были закрыты или мало известны. Большой радостью стало открытие для широкого зрителя великолепного частного пространства с большим потенциалом — Соляной амбар и его двор. Спасибо за это семье Щербаковых, а особенно Федору Николаевичу, за то что предоставили площадку для проведения фестиваля. Замечательно, что много детей были задействованы в событиях. Они себя чувствовали уверенно как настоящие актеры, соучаствовали в разных активностях. Отдельная большая радость, что шествие „Где-то там“ прошло на нашей набережной реки Оки в центре города. Здесь сошлись и профессиональный звук, игра перформеров, ландшафт и потрясающий свет закатного солнца. Также в фестивале была задействовано общественное пространство Сад искусств, инсталляции студентов 1 и 2-го курса Школы Дизайна НИУ ВШЭ останутся до Дня города Тарусы, чему мы несказанно рады. Всех тарусян тронул итоговый спектакль театральной лаборатории, где взаимодействовали на равных тарусяне, дачники и профессионалы. Пьеса была написана на основе историй горожан, которые раскрыли город через личные истории людей. Мы очень благодарны, что 3-й фестиваль домашнего театра состоялся этим летом в Тарусе. Будем ждать новых встреч. Рады содействовать и помогать такой чудесной инициативе». — сказал мэр.